В театре СУББОТА прошел 4-й фестиваль коротких пьес STORIES.
В этот раз эскизы были уже от опытных, но малоизвестных питерскому зрителю режиссеров, работающих в основном в регионах, что впрочем оказалось приятным сюрпризом: все 6 эскизов были по-своему хороши, но моими фаворитами являются два: ВОЙНА ЗАВТРА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ и КОГДА Я БЫЛ АНДРЕЕМ.
Первый поставлен Дмитрием Акимовым по пьесе Игоря Яковлева. На протяжении 40 минут проходит целая вечность времени, замечательно переданная мельтешением пучков света, пропущенных через крутящийся вентилятор. Все это время отец (Владимир Абрамов) и мать (Татьяна Кондратьева) ведут немой нескончаемый разговор (актеры молчат, их голоса, идущие через динамик — словно внутренний диалог), медленный разговор ни о чем — он словно зацикленно повторяется все эти такты времени, и несет в себе пустоту и усталость от жизни («Сходить в магазин? Или не надо? Приготовить что-то? Или не стоит?»). При этом весь их мир постепенно рассыпается: табуретка шатается, хлеб засох, дверка шкафчика отваливается… В этом мире царит смерть от когда-то давно прошедшей войны, след которой — там, за навсегда закрытой дверью в другую комнату… И лишь приход Анфисы (Анастасия Полянская), волонтера, собирающую память об их погибшем сыне, которой и самой-то не очень хочется идти в этот замерший мир, чуть-чуть его оживляет. Другая дверь, через которую она вошла, — единственное сообщение с миром живых, но и она напоминает о войне, когда в финальной сцене на нее проецируются кадры военной хроники… Война убивает все живое, и не только на поле боя, и след ее тянется вечно…
Второй эскиз — от Андрея Опарина по пьесе Екатерины Златорунской. Это история о поиске «своего». Выражена в предельно драматической форме. Выжившая при родах одна из двойни девочка Аня всю жизнь ощущает себя рядом со своим умершим близнецом, ее сознание не разделяет их, и лишь изменения в растущем подростковом теле заставляет Аню принять себя, и отпустить Андрея. На сцене Аня (прекрасная живая Валерия Ледовских) сосуществует с Андреем (Никита Памурзин), а монопьеса по сути своей разделена на фразы, произносимые то Аней, то Андреем, и иногда — их бабушкой (Анастасия Резункова), но это все — речь одного персонажа. Фантомный брат — как символ того, кого тебе так не хватает в жизни, тот, кого ты понимаешь лучше всего, знаешь что доставляет ему радость и горе, рядом с которым — ты одно целое, а не просто Аня… Очень и очень важная сегодня история в мире, где несмотря на обилие социальных связей , так сложно найти «свою половинку». И одновременно — это пьеса и про принятие себя и про свое самоопределение ( в том числе и в гендерном плане), и про умение и необходимость принимать свои потери…
Остальные 4 эскиза тоже были хороши каждый по своему.
АРБУЗ Михаила Лебедева по пьесе Анны Киссель, где истории двух очень разных (по своему положению, по своей культуре и национальности) женщин,каждая из которых несет самое ценное, что у нее есть своему мужчине (одна — нерожденного еще своего ребенка, вторая — Арбуз, самую сладкую ягоду, что есть на свете), и словно параллельные прямые эти судьбы сходятся на бесконечности в одной точке — на кладбище, на похоронах своего общего мужчины…
МОСКОВСКИЙ МУСОР Ивана Минецева по пьесе Любови Страховой, в которой жители маленького провинциального города, ранее протестовавшие против строительства мусорного полигона, сейчас, когда их протесты проигнорированы и полигон построен, полны энтузиазма и ажиотажа чуть ли не бизнес замутить , выискивая в мусорном кладбище относительно пригодные вещи. Грустная пьеса о том, как далеки наши регионы, насколько зависимы и подчинены центру, о том, что никогда оттуда не вырваться, и все что их ожидает — это смерть и погребение под отходами столичной жизни…
Я МОНСТР в постановке Каро Баляна по пьесе Инны Ким о том, как подростковая любовь неотделима от жестокости, и в то же время подростковая рефлексия , отрицая окружающие себя внешние паттерны поведения, принимает на себя всю меру ответственности за случающееся в мире зло (в данном случае — гибель щенка). И очень ярко вот этот подростковый абсолютизм в пьесе и эскизе противопоставлен взрослой размеренной и взвешенной рациональности..
Невозможно не отметить Софью Андрееву, которая воплотила на сцене максимально аутетнтично подростка Ирку, переживающую этот момент взросления, где приходится выбирать по какую сторону ты в этом мире , что очень символично представлено прозрачным плексигласовым стеклом, отделяющим ее от всех остальных действующих лиц…
Ну и наконец УГОЛЬ Катерины Антоновой в постановке Артема Устинова, режиссера, за чьим творчеством все интереснее и интереснее следить . Самый яркий и живой эскиз, наверняка обреченный на зрительский успех и кассовость, если его примут в репертуар. Это роауд муви обычного похода в поселковый магазин за пакетом угля для шашлыков. Контраст между теми, кто «ест шашлыки» , представленный Мариной Конюшко в образе Лизы, привыкшей к сервису нормального мира, и теми кто «продает уголь» , представленных работниками этого сельского магазина — огромен и непреодолим. Не важно, что все пользуются словами одного русского языка, но эти две части нашего общества говорят на абсолютно разных языках. Тут не просто непонимание, тут органическое неприятие друг друга, и только необходимость следовать законам существования в мире (торгово-обменным отношениям) заставляют их как-то взаимодействовать… В эскизе Устинова актеры СУББОТЫ (Валентина Лебедева Ксения Асмоловская Снежана Соколова, Григорий Татаренко и Артем Лисач) проявили контингент этого магазина во всей гипертрофированной выпуклости — не смеяться глядя на то, какими взглядами, гримасами и словами перепинывают они несчастную покупательницу, словно мячик, друг другу, невозможно! Покупка обычного мешка угля оказывается целым испытанием для бедной женщины! Отдельно хочется отметить шумовую партитуру , придуманную Устиновым, на фоне которой речь героев сама звучит как часть этого оформления, очень органично вливаясь в общий поток звуков.
Но самая необычная роль досталась , конечно, Станиславу Дёмин-Лейкину, которому на сей раз пришлось сыграть эту злополучную упаковку угля, в его пластике и мимике суммировалась вся гамма эмоций от диалогов персонажей и смыслов каждой мизансцены. Уверен: если эскиз возьмут в репертуар ему уготована счастливая судьба!