«Корова» на сцене

Краткость — сестра

«Stories» — необычный конкурс современной драматургии. Его специфика читается в названии, которое отсылает к видеороликам из соцсетей, задача которых — захватить и не отпускать внимание тридцать секунд. Отсюда и главное условие для авторов — тексты должны быть короткими (не больше 12 страниц) и динамичными. Организаторы конкурса из питерского театра «Суббота» уверены: театр сегодня не может быть не захватывающим.

— Технологии изменили восприятие современного зрителя. Короткая форма бывает по-настоящему революционной, она демонстрирует мастерство драматурга, его способность показать «многое в малом», высечь гравюру на рисовом зерне. Короткий метр в драме показывает, как меняется сегодняшний человек, как возникают совершенно новые формулы отношений, — объясняют организаторы.

В этом году на конкурс пришло 259 пьес из разных уголков России и не только. Из них эксперты (драматурги, режиссеры, театральные критики) определили двенадцать лучших. Из этого шорт-листа молодые режиссеры выбрали шесть пьес для постановки на сцене, в том числе «Корову» Лены Петуховой из Рыбинска. Для начинающего автора это важный факт профессионального признания.

Жанр «Коровы» дрейфует от бытовой «новой» драмы до иронического сказа а-ля сказки Бориса Шергина. Герой переживает смерть жены так сильно, что та начинает являться ему сначала во снах, а потом уже наяву в виде коровы и разговаривать с ним», читаем мы в аннотации, которую дает театр «Суббота». Несмотря на трагическую историю в основе пьесы, она наполнена весьма оригинальным юмором. И потому не угнетает, а напротив, рисует новую реальность, как жить дальше, преодолевая боль от потери.

Говорили о любви и смерти

На этой неделе эскизы спектаклей по пьесам авторов-победителей представили на сцене на фестивале «Stories». Это большое событие для драматургов, и для труппы.

— Артисты, режиссеры  получают удовольствие от работы с новыми, хулиганскими, свободными текстами. Это важно и для обновления энергий внутри театра, — отмечает Ляля Кацман, которая пишет под псевдонимом Лена Петухова.

Постановкой ее «Коровы» занимался Кирилл Люкевич — молодой (26 лет), но уже успевший заявить о себе режиссер. Его спектакль-бродилка «4ELOVEKVMASKE» стал номинантом на «Золотую маску» 2021 года.

— Текст пьесы – перенасыщенное поле из цитат, отсылок, гиперссылок к реальности. Таков информационный хаос современного человека, поэтому там есть за что ухватиться режиссёру. Кирилл подобрал к моей пьесе интересный ключ — с намеком на пиксельную компьютерную игру, в которой герои проходят один за другим уровни. Но в эскизе Люкевича – спойлер – миссия будет провалена, — говорит Ляля.

11 января в театре «Суббота» состоялись два показа «Коровы» и обсуждение увиденного в рамках театральной лаборатории.

— Первый показ прошел для «своих»: питерских актеров, режиссеров, театральных критиков, театроведов, драматургов, — рассказывает автор пьесы. — Эскиз приняли на ура, зал смеялся, не переставая. Для меня очень важно, когда мой юмор оказывается считываем режиссёром, актёрами, и, конечно, зрителем. Мне самой  нужно было посмеяться над смертью. На обсуждении говорили о том, как пьеса ищет выход из состояния травмы после потери любимого человека. Психологи отметили, что в пьесе прослеживаются стадии принятия, и к ней можно отправлять людей, переживающих смерть близких.  Второй показ был для зрителей, пришедших по билетам, и они гораздо сдержанней выражали свои эмоции. Я немного боялась обсуждения. Но если днём все смеялись и говорили о смерти, то вечером немного грустили и говорили о нежности. Особенно было приятно, что на вечернем показе среди зрителей оказались и мои земляки. Это была невероятная поддержка.

У драматургов  есть надежда, что эскизы по их пьесам выльется в полноценные спектакли, которые войдут в репертуар театра «Суббота».

Негероический герой

Одна моя простодушная приятельница, являющаяся поклонницей театра «Суббота», ибо это «театр очень душевный», после спектакля «Митина любовь» долго не могла поверить, что актер, играющий извращенца-убийцу в новелле «Пятнистые уши» и придурковатый староста, уговаривающий Митю обратить внимание на доступную девку Аленку, – это одно и то же лицо. Она не верила ни мне, ни программке, ни абсолютно очевидному физическому облику актера – ведь он менял только костюм, практически не употребляя грим в своих перевоплощениях. 

И когда я, пользуясь своим знакомством с некоторыми артистами театра, подвел ее к Владимиру Абрамову, и он самолично, с улыбкой подтвердил этот факт, она погрустнела и притихла. На мой вопрос, в чем дело, она ответила, что не понимает, как этот доброжелательный и вежливый человек может превращаться в столь омерзительного персонажа «без подготовки» несколько раз за короткое время. По ее мнению, для такого серьезного преображения любому артисту требуется долгое «вхождение» в роль, а потом «выход» из роли.

Нельзя, конечно, забывать о специфике и принципах театра «Суббота», выросшем из любительской студии. В 60–70 годы прошлого столетия здесь утверждались свободные, импровизационные формы, где «все» играют «всех», лихо экспериментировали с классикой и вовлекали зрителя в игру, устраивали хепенинги и уличные представления. Художественный метод создателя «Субботы» Юрия Смирнова-Несвицкого восходит к вахтанговской «Принцессе Турандот», в которой ироничные «выходы» из роли наряду с актерской искренностью и правдой переживания были эстетическим законом.

Владимир Абрамов поистине «субботовский» актер, с юности впитавший дух «Субботы». Однако у него есть и свои персональные секреты «актерской простоты», органичности и мобильности в любых сценических обстоятельствах. Один из секретов – отдельная от «Субботы» творческая биография артиста и, безусловно, школа Зиновия Корогодского. Абрамов учился в период расцвета Ленинградского ТЮЗа и, как все студенты, принимал участие в легендарных постановках «Открытый урок», «Наш цирк», «Наш, только наш» Зиновия Корогодского, Льва Додина и Вениамина Фильштинского.

И с распределением молодому артисту очень повезло – он поехал работать в Рижский Молодежный театр, имевший в те годы невероятную популярность и возглавляемый Адольфом Шапиро. В театре, помимо Шапиро, ставили спектакли Анатолий Васильев, Павел Хомский, Николай Шейко, Феликс Дейч. Общение с театральными мастерами не прошло бесследно для восприимчивого молодого человека – бацилла режиссуры отравила, а с возрастом и опытом дала свои результаты.

Большинство детских спектаклей, игравшихся на площадке театра «Суббота» и идущих ныне – авторства Владимира Абрамова. Это веселые и ностальгически милые «Денискины рассказы», ироничное представление по Зощенко «Мама, папа, сестренка и я», философски осмысляющее мир «Удивительное путешествие кролика Эдварда» по мотивам сказки Кейт ДиКамилло. Это «Герои и Боги», знакомящие наших детей с основами «цивилизации и культуры» по мифам Древней Греции. Или, например, спектакль «Недопёсок Наполеон III» по повести Юрия Коваля – притча о нашей жизни, о стремлениях каждого живого существа к свободе, о поисках своего пути. Режиссер сам пишет инсценировки, находя в любом материале остроту современного звучания и мудрость без назидания. Владимир Абрамов – один из тех взрослых, что не утратил детского понимания мира и может выразить это понимание в увлекательных, оригинальных сценических формах. По высказыванию критиков, решения режиссера «поражают изобретательностью и легкостью», их отличает «тонкий и ненавязчивый вкус». На постановки Владимира Абрамова «хочется прийти снова и снова: именно здесь дети могут почувствовать себя взрослыми, сопереживая героям-ровесникам в их приключениях, а взрослые – снова детьми, окунаясь в историю на сцене, как в собственное детство, несомненно, самое лучшее и счастливое». Практически каждый его спектакль является лауреатом фестивалей «Театры Санкт-Петербурга – детям» и прочих фестивалей, как за режиссуру, так и за работы актеров, играющих в спектаклях.

Сама личность Владимира Абрамова, несомненно, очень значима для театра «Суббота», недаром основатель, режиссер и драматург Смирнов-Несвицкий создал даже такой образ «Абрамов» – в пьесах «Томление души Риты В.» и «Лунный пейзаж». Пожалуй, это единственный театр, где сами участники коллектива становились прообразами героев. В спектакле «Лунный пейзаж» Абрамов, играя самого себя, актера Абрамова, не боится быть нелепым, смешным – одетый во фрак и растянутые треники, стирает в тазике собственные носки и, как все актеры, мечтает стать «титаном», получить большую, главную роль в жизни. Обладая характерной внешностью и подчеркивая «негероические» свои черты, он при этом, зачитывая строки из своего дневника, становится именно героем, ангелом-хранителем маленького театрика «Лебедь Белый» и его закулисья. В этой роли, как и во многих других, виден творческий диапазон артиста. Блестящий комик, владеющий фарсовыми, гротескными приемами, он, играя генерала в «Свадьбе с генералом» по мотивам произведений Чехова, поднимается до трагических высот переживаний «лишнего», ненужного человека, оказавшегося за бортом жизни.

Сегодня Владимир Абрамов – один из ведущих артистов театра «Суббота». Каждая его роль, будь она даже эпизодической, восхищает мастерством и способностью актера выразить нечто большее, чем просто характер.

Суетливый, мелко мыслящий, но жаждущий «творить историю» Саймон Стимсон из «Нашего городка» в постановке А. Кузина, он заканчивает свою жизнь самоубийством, и предчувствие этого драматического финала зарождается непостижимым образом в его сбивчивой речи, в попытках привлечь внимание к своей «недооцененной» писанине.Совершенно другого рода драматизм возникает в роли Леонато, губернатора Мессины, «Много шума из ничего» в постановке Галины Ждановой. И гнев, и растерянность, и боль, и даже притворную отцовскую скорбь по якобы умершей дочери переживает человек благородный, осознающий свою ответственность за все, что происходит в Мессине.

«По-европейски элегантный делец Кнуров» в «Вещи» по «Бесприданнице» Островского (постановка А. Сидельникова) умен, сдержан, подчеркнуто обходителен, но сквозь эту учтивость проступают, по слову критика, – «мефистофельевские черты». Он, словно хищник, затаившись, выжидает момента, когда жертва ослабнет, чтобы нанести смертельный удар. И не может скрыть досады, когда понимает, что Лариса ему не достанется, – но это досада скорее даже не уязвленного мужского самолюбия, а именно дельца, не получившего ожидаемой прибыли.

Владимира Абрамова можно отнести к редкой сегодня категории интеллектуальных актеров, он многопланов, разносторонен, образован, остроумен и чрезвычайно интересен – как на площадке, так и в жизни. А еще он мастер озвучания, его голосом рассказывают об искусстве добрая половина аудиогидов Эрмитажа. Хочется пожелать Владимиру Абрамову новых творческих свершений, достойных ролей и бенефиса в родном театре!